апрель 2022 г.

Участие в работе Российского Международного Энергетического Форума (РМЭФ) и XVIII международной специализированной выставки «ЖКХ России» в Санкт-Петербурге, выступление на конференции «Благоприятная среда проживания на основе инновационных решений».

Кибер-тех 18 июня 2019, 16:05

ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТ И ЗАРЯДНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

регистрация | вход
свернуть


Забыли пароль?| Забыли логин?
СРОЧНО! Проект Резолюции Всероссийского совещания саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. (Москва, 20 марта 2014 года)

История энергетического обследования в современной России началась с принятия Федерального закона 28-ФЗ в 1996 году. Несмотря на высокий порог обязательности энергетических обследований (потребление 6000 тут/год), в законе были применены административные рычаги, и удалось достичь многого, в период 1997-2004г.г. были разработаны НТД включая ГОСТы по энергоэффективности и энергетический паспорт промышленного потребителя, а также Энергетический паспорт предприятий ТЭК России.

В этот период проведение обследований заказывали по большей части те, кому оно было нужно, что в результате отразилось на качестве документов, в этот период было подготовлено много технических регламентов для промышленного сектора. Именно в этот период была сформирована база  энергосберегающих  технологий  в  крупных  холдингах  и  корпорациях  -    Газпром,  РАО  ЕЭС России, Лукойл и т.д.

 

До ликвидации Госэнергонадзора в стране существовало более 2000 энергоаудиторских компаний, которые обеспечивали проведение энергетического обследования всех Российских организаций, потребляющих более 6 млн. т у./год. Качество энергетического обследования достигалось благодаря:

 

- заинтересованности заказчика в итогах энергетического обследования;

 

- стандартизации энергетического обследования под цели Заказчика;

 

- регламентацией требований к энергоаудиторам (квалификация, приборный парк и т.д.).

 

Надзором и методологическим обеспечением данной сферы занимался Госэнергонадзор, имевший вертикальную структуру управления, соответствующие полномочия по проведению контрольной работы, кадровый и научный потенциал.

 

В 2009 году энергоаудиторских организаций осталось не более 300, а принятый  Закон 261-ФЗ увеличил объем обследуемых юридических лиц в сотни раз, но не предусмотрел механизмы реализации важнейших аспектов:

 

·    в  информационном  обеспечении  потенциальных Заказчиков  отсутствовало  понимание  и мотивация;

·    в  системе  подготовки  и  переподготовки  ответственных  за  энергосбережение   ходе реализации  выявилась полная  некомпетентность  со  стороны  Заказчиков  и  полное отсутствие контроля за исполнителями);

·    в финансировании энергетических обследований и внедрения мероприятий (паспортизация без обеспечения и контроля реализации);

·    уполномоченным органом до сих пор не разработаны единые требования к стандартам профессиональной  деятельности

 

Законом 261-ФЗ были расставлены ошибочные приоритеты в политике энергосбережения: на первое место встали региональные и муниципальные программы энергосбережения, затем установка приборов учета и на последнем месте энергетическое обследование. Результатом стали декларативные программы энергосбережения не основанные на фактических данных, энергетические паспорта без эффективных мероприятий, полный провал сроков оснащения приборами учета.

 

Система энергетических обследований была впервые организована при участии саморегулируемых организаций.

 

За 4 года реализации закона в России появились 156 саморегулируемых организаций. Две трети из них зарекомендовали себя как действующие, осуществляющие сбор и отправку энергетических паспортов  в Минэнерго  России.  Таким образом, профессиональное сообщество проявило активность и самоорганизовалось.

 

Вместе с тем, нормативное регулирование в большинстве случаев проявилось лишь в конце установленного срока проведения обязательного обследования: в начале 2013 года заработала процедура электронного приема энергетических паспортов; не были официально приняты и доведены до СРО требования к заполнению энергетического паспорта, что привело к непрозрачности требований, лишней работе и непониманию на рынке, в т.ч. среди организаций- заказчиков. Это в определённой степени дискредитировало кампанию по обязательным энергетическим обследованиям.

 

Итогом   реализации   требований   закона   за   4   полных   года   стала   повальная   паспортизация учреждений при формализации результатов энергетического обследования, декларативные программы энергосбережения городов и регионов, десятки миллиардов неэффективного расходования бюджетных средств. Изложенное сделало невозможным использование паспортов для  последующего  повышения  энергоэффективности  у  заказчика,  полный  провал  сроков оснащения приборами.

 

Ответственность за неудовлетворительное исполнение Закона №261-ФЗ и государственной программы энергосбережения до 2020 года, как ни странно, пытаются возложить на саморегулируемые организации в области энергетического обследования.

 

Принятые и планируемые изменения в федеральном законодательстве об энергосбережении предполагают переход от обязательного энергетического обследования к добровольному, и это при том, что за 4 года государство так и не заинтересовало бюджетный сектор в энергосбережении.

 

Энергетическое обследование это не столько расчет потенциала энергосбережения и разработка перечня мероприятий, это, прежде всего, первый этап привлечения инвестиций в сферу производства, транспортировки  и потребления энергетических ресурсов. Данные энергетического обследования должны стать источником информации об энергопотреблении требуемой для сбора, систематизации и обработки в интересах государства, частных инвесторов, энергосервисных  компаний, производителей и поставщиков энергоэффективного оборудования, и без которой невозможно принятие обоснованных решений о капитальных вложениях в объекты.  

 

Принятые в декабре 2013 года изменения в Закон 261-ФЗ и планируемая законопроектная работа уполномоченных органов власти, направлена на исключения из сферы обязательного энергетического обследования не менее 70% рынка, что неминуемо приведет к 40-50 тысячам безработных    инженеров    и    специалистов,    распаду    сложившегося    сектора    экономики  производству, продвижению, монтажу и эксплуатации энергосберегающего оборудования, риску не реализации государственных, региональных и муниципальных программ в области энергетической эффективности.

 

Профессиональное сообщество обеспокоенное внесенными изменениями и сведениями о планируемых изменениях государственной политики по энергосбережению считает необходимым довести до сведения органов исполнительной и законодательной власти всех уровней свои предложения по совершенствованию системы проведения энергетических обследований.

 

1.  Внести изменение в закон №261-ФЗ в части определения энергетического обследования: Энергетическое  обследование  (энергоаудит)       -  регулярное  исследование  объектов производящих, транспортирующих и потребляющих энергетический ресурс с целью получения достоверных данных о потреблении энергетических ресурсов, анализа их энергетической эффективности, разработки предложений по модернизации, расчета экономического эффекта и сроков окупаемости.

В настоящее время, все, что касается обязательного энергетического обследования вытекает из его определения, установленного в ст. 2 Закона 261-ФЗ «Об энергосбережении », и заключается в сборе данных для отражения в энергетическом паспорте.

В любом случае следует признать, что без комплексного подхода и анализа энергопотребления  хотя бы на уровне муниципального образования, ни энергоаудит, ни внедрение энергосберегающих технологий не принесут должного экономического эффекта.

2.  Определить   энергетическое   обследование   нергоаудит),   как   прикладную   научно-

исследовательскую работу, регулируемую Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от

02.11.2013) "О науке и государственной научноехнической политике".

В действительности качественный энергоаудит, это способ познания неизвестных заказчику взаимосвязей между энергетическим оборудованием (предметами), и эффективным использованием ТЭР и воды (событиями в энергохозяйстве).

3. Сохранить введенный в Законе №261-ФЗ принцип обязательности энергетических обследований на законодательном уровне, довести компанию по обязательным энергообследованиям до конца, и по мере очевидной необходимости  законодательно и/или нормативно совершенствоваться с учетом отечественного и мирового опыта.

При     сохранении     существующих     групп     обязательности     обследования,             дополнить

обязательностью инвестиционного энергоаудита в отношении зданий перед их кап. ремонтом и/или вводом новых зданий в эксплуатацию, любом освоении инвестиций при модернизации зданий, оборудования, технологических процессов.

Отказываясь от обязательного энергетического обследования, при отсутствии заинтересованности бюджетного сектора в энергосбережении,  и проведении его лишь на  50%,  государство  проявляет  явную  непоследовательность,  что  усугубляет понимание региональными и муниципальными служащими государственной политики  и

«правил игры», без чего невозможно создание условий для частных инвестиций.

Переход от обязательной паспортизации к обязательному инвестиционному энергоаудиту позволит повысить качество расчетов и индикаторов энергетической эффективности, что будет способствовать привлечению в данную сферу инвестиций.

 

 

4.  Стандартизировать профессию «энергоаудитор» в соответствии с Порядком разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, устанавливаемым Правительством

Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социальнорудовых отношений соответствии с федеральным законом от 3 декабря 2012 года

236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статью 1 федерального закона «О

техническом регулировании»).

Как только профессия будет стандартизирована, Министерство образования, и науки Российской Федерации сможет разработать программу подготовки и переподготовки кадров.  Опыт  проведения  энергетических  обследований,  показал  необходимость градации уровня подготовки и допуска энергоаудиторов к различным объектам обследования.

5. За счет средств текущего года, выделенных на научносследовательские работы, Минэнерго России провести конкурсы на разработку классификации стандартов профессиональной деятельности в области энергетического обследования, требований к стандартам СРО в области энергетических обследований.

В период с 2009 по 2013 год Минэнерго России провело конкурсы на разработку научно-

исследовательских работ на общую сумму 690 млн рублей, сводившихся к анализу материалов, законодательства, достигнутых результатов.

В  сферу  энергетического  обследования  и  энергоэффективности  вовлечено  большое

количество ВУЗов, которые готовы с учетом опыта проведения обследований подготовить материалы по стандартизации энергетического обследования.

6.  Создать     при     общественном     совете     Минэнерго      России     рабочую                           группу                                  по

совершенствованию      нормативно-правовой      базы      в      области                                               энергоэффективности        из представителей профессионального сообщества.

Состав   рабочей   группы   должен   быть   предложен   участниками   профессионального сообщества.

7. Расширить    сферу    деятельности    саморегулируемых    организаций    в    области энергетического обследования, включив в нее экспертизу энергетической эффективности оборудования, энергетическую паспортизацию жилых и административных зданий, обязательность энергетического обследования при сдаче зданий в эксплуатацию.

Практика энергетических обследований по 261-ФЗ показала, что деятельность энергоаудитора не может быть ограничена только выполнением энергетических обследований. Необходим переход от формата энергоаудита к формату инвестирования энергосбережения. Считаем, что для успешной реализации данного направления целесообразно создание «Системы управления энергетической эффективностью».

 

 

Настоящим, представители саморегулируемых организаций в области энергетического обследования, выражают единое мнение о важности и необходимости сохранения и развития системы обязательных и добровольных энергетических обследований.

Участники готовы объединить усилия по развитию и реализации предложений резолюции Всероссийского совещания саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.

В целях реализации настоящей Декларации профессиональное сообщество принимает на себя обязательство разработать дорожную карту развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности хозяйственного комплекса Российской Федерации.

 

 

 

Недостаточно прав


А так же:
Требования энергоэффективности зданий — на общественном обсуждении! - 11.05.2017

Минфин выпустил разъяснения по применению налога на имущество организаций в отношении квартир в «энергоэффективных» домах - 23.04.2017

Правительство уточнило объемы финансирования госпрограммы "Энергоэффективность и развитие энергетики" - 18.04.2017

Постановление Правительства РФ от 7 марта 2017 г номер 275 о новых требованиях энергетической эффективности для зданий - 21.03.2017

Солнечные электростанции в Крыму намерены получить льготные тарифы - 17.03.2017